вторник

Размышления по поводу, или как оценить эффективности деятельности педагогических работников

Костюченко Л.А. , директор МБОУ ДПО ЦРО города Саянска

Сегодня мы много говорим об эффективности деятельности педагогических работников, и это закономерно: время требует от нас не просто хорошей работы, время требует качественных образовательных услуг. Чтобы оценить эффективность работы педагогов, нужна некая система оценки деятельности педагогов. Каждое образовательное учреждение предлагает свои подходы в создании такой системы, исходя из имеющегося опыта и собственных представлений об эффективности деятельности учителя. Кто-то определил критериями измерения эффективности деятельности пресловутые ЗУНы, кто-то посчитал важным критерием количество выступлений педагога на конференциях, участия детей в олимпиадах…
Проведем небольшое контекстное исследование, обратившись к определению термина эффективность. «Эффективность — универсальная характеристика результативности любой деятельности. Измеряется соотношением результата к затратам на его получение»(ru.wikipedia.org›) Так как в системе образования отсутствуют показатели эффективности деятельности, воспользуемся показателями, по которым измеряется эффективность в производственной сфере и отметим позиции соотносимые с с образовательной деятельностью.


1. Производительность труда — отношение количества произведенной продукции к затраченному на его производство рабочему времени или численности рабочих.
2. Рентабельность продукции — отношение прибыли от продажи продукции к издержкам на ее изготовление.
3. Рентабельность производства — отношение прибыли к стоимости.
4. Фондоотдача основных производственных фондов — отношение объема услуг к стоимости основных производственных фондов.
5. Эффективность производства — объем продукции, деленный на суммарные затраты ресурсов организации.
6. Эффективность организации — степень приближения организации к поставленной цели.
Исходя из выше обозначенного, следует, что в определении эффективности ключевыми позициями являются два понятия: продуктивность и ресурсы, вернее соотношение продуктивности и ресурсов, затраченных на ее получение. Определяем: эффективность педагогической деятельности есть  продуктивность использования ресурсов в достижении образовательной цели. Словарь терминов дает следующее определение ресурсу: «количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат». О каких ресурсах можем говорить в образовании? Конечно, материально-технических, учебно-методических. Это и есть те условия, которые повышают продуктивность, качество предоставляемых услуг. Вместе с тем, нашей точки зрения, самый важный ресурс в образовании – это кадры, которые сегодня в соответствии с требованиями ФГОС с помощью «определенных преобразований должны получить желаемый результат». Напомним, что результаты прописаны в концепции ФГОС: личностные, метапредметные, предметные. Значит, чтобы достичь цели, необходимы преобразования в сознании самого педагога, необходима иная профессионально-личностная позиция в организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. Мы полагаем, что сегодня профессионально-личностная позиция педагога – это способ реализации им собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка.
В таком случае, каковы же показатели оценки продуктивности деятельности учителя по достижению новых результатов?
Используя опыт работы саянских школ под руководством профессора Т.А. Стефановской, можно для оценки продуктивности использовать диагностику изменения отношения педагогов к преобразованиям по ФГОС Т.В.Морозовой с коррективами, внесенными Т.А.Стефановской, по следующим показателям: изменение отношения педагогов к преобразованиям по ФГОС: изменения в мотивах и потребностях (устойчивая мотивация на преобразование и постоянное совершенствование педагогической деятельности, сопричастность к общим целям и задачам всего образовательного процесса); повышение активности в подготовке и принятии управленческих решений (разработка программы развития школы, целевых программ, индивидуальной работы, подготовки педсоветов и т. д.); участие в разработке и использовании новшеств, готовность и способность измерять метапредметные и личностные результаты, организовывать учебный процесс с позиции системно-деятельностного подхода, расширяя образовательное пространство урока за счет новых образовательных технологий и использование в учебной деятельности современного технического оборудования.
Если задать максимальный балл 3 и оценить каждый критерий от 0 до 3, то можно посчитать общий коэффициент, разделив полученную сумму баллов на максимально возможную.
Остановлюсь на эффективность деятельности методистов. Думаю, что эффективность деятельности методистов должна отражаться в персональном повышающем коэффициенте. В этом случае, в Положении об оплате труде нужно  определить критерии и показатели оценки эффективности. Они могут быть следующими:
1. уровень профессиональной подготовки – систематическое повышение профессиональной квалификации и участие в разработке и использовании новшеств, направленных на создание оптимальных условий для подготовки педагогов;
2. сложность выполняемой работы – достижение цели, требующей решения нескольких задач в определенной последовательности (разработка образовательных модулей, чтение лекций для слушателей курсов с использованием интерактивных форм, разработка инновационных проектов, методических рекомендаций, пособий для педагогов в соответствии с требованиями новой образовательной политики и др.);
3. важность выполняемой работы – значимость для жизнедеятельности учреждения;  
4. рациональность планирования и прогнозирование результатов собственной деятельности;
5. степень самостоятельности – использование собственных профессиональных  умений и навыков или их получения в ходе выполнения поставленной задачи;
6. профессиональная оперативность при выполнении работы – своевременность выполнения поставленных задач;
7. ответственность – выполнение заданий, не требующей дополнительной корректировки, доведение решения поставленной задачи до логического завершения или умелое устранение недостатков в решении задачи.
Исследование проблемы показало, что создание системы оценки эффективности деятельности педагогических работников – дело достаточно сложное и не одномоментное. Ясно одно, что эффективность, новое явление в образовании, и «старые» приемы ее оценки (количество выступлений на конференциях, победителей олимпиад, процентные замеры зунов, и т.д.) не годятся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий