Это актуально

Специальный репортаж: Маршрут развития, или восхождение к новому состоянию методической работы в городе

Вводная сцена
Новой школе сегодня нужна новая методическая служба, обеспечивающая условия для нового качества образования.
Это обусловлено и государственной политикой модернизации образования и теми проблемами и противоречиями, которые возникают между существовавшей системой методической работы и потребностью образовательных учреждений в инновациях, между сложившимися формами работы  и необходимостью в создании условий, для формирования нового мышления педагога, формирование у него отношения к детям как развивающимся субъектам, к себе как развивающейся творческой индивидуальности и формирования культуры взаимодействия педагога в окружающем мире.

Развитие вводной сцены
Чтобы понять, можно ли сегодня создать в муниципалитете методическую службу, способную решать достаточно сложные задачи на современном этапе развития образования, обратимся к информационной справке, размещенной на сайте одного из Центров развития Иркутской области.
«Методической службе города Саянска более 30 лет. Широкомасштабная инновационная деятельность образовательных учреждений города Саянска в 2005 году под руководством кафедры теории и методики воспитания (заведующая Т.А Стефановская, д.п.н, профессор) по созданию и развитию воспитательных систем школ потребовала изменений в подготовке педагогических работников. Это стало неким крутым поворотом в жизнедеятельности методической службы. С 2006 начался путь её поэтапного совершенствования от методического кабинета, созданного в 1986 году, до муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ресурсный Центр развития образования города Саянска» (2011).
Понимая, что готовность педагогов к решению новых профессиональных задач напрямую зависит от характера обучения и профессионального совершенствования педагога, мы приняли решение: создание новой системы повышения квалификации, которая позволила бы педагогу разносторонне развиваться как профессионалу и как личности. Мы разработали Программу развития на 2006-2010 год, ключевая идея которой - создание единого регионального Центра по организации целостного процесса непрерывного педагогического образования и профессионального развития.
2006-2010 – годы становления. Деятельность методистов была направлена на удовлетворение возросших потребностей педагогической практики: разработку новой структуры службы и ее внедрение в деятельность муниципальной системы образования.
Уже 2006 году методическая служба Саянска стала лучшей в конкурсе инновационных моделей методических служб в Иркутской области на областном форуме образования.
К 2007 году была создана система непрерывного педагогического образования.
В 2008 году методическая служба в городе преобразовалась в самостоятельное муниципальное учреждение Информационно-методический Центр.
С 2009 года Центр является областной экспериментальной площадкой в рамках мегапроекта «Развитие инновационного потенциала субъектов региональной образовательной деятельности как условие достижения нового качества образования».
За 2009-2010 учебный год Центр дважды отмечен дипломами победителя: на областном форуме «Образование Приангарья» и на региональном конкурсе методических служб «Новой школе – новая методическая служба» как учреждение, достигшее лучших результатов по созданию необходимых  методических и организационных условий по усилению инновационного потенциала образовательных учреждений города.
В 2011 году Центр стал одной из 7 пилотных площадок в Иркутской области, реализующих проект «Модернизация системы повышения квалификации и аттестации педагогических работников».
В сентябре 2011 года Информационно-методический центр в соответствии с Постановлением администрации городского округа «Об изменении типа муниципальных учреждений» преобразован в муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ресурсный Центр развития образования города Саянска».
В январе 2012 года Центр развития получил лицензию и осуществляет образовательную деятельность по программе ДПО «Профессиональная культура педагога».  
Цель нового этапа развития Центра – поэтапное восхождение к новому состоянию Центра, предполагающему развитие открытой и развивающейся системы непрерывного образования взрослых профессионально готовых к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, способных обеспечить овладение каждым базовыми гражданскими и культурными ценностями»

Как за достаточно короткий срок совершен крутой поворот: качественно изменилось содержание методической работы в городе? Каков путь развития Центра, путь восхождения к его новому состоянию?


Первый бэкграунд (предыстория событий: поэтапное восхождение)

Первое интервью  с методистом по инновационной работе

С чего все началось?
- Во-первых, были определены новые ориентиры методической работы: переход на программно-целевую идеологию управления, приоритетность научно-исследовательской компетентности (методологической культуры) в профессиональном развитии педагогов, программно-диагностическое сопровождение всех направлений деятельности.
- Во-вторых, утверждены приоритетные направления работы методической службы, основой деятельности которой, является новая методологическая установка – идея стратификации.
- В-третьих, определена ключевая идея в развитии методической службы, прописанная в программе развития (до 2009): создание единого регионального центра по организации целостного процесса непрерывного педагогического образования и профессионального развития.
Данную идею мы представили системой перспектив поэтапного совершенствования деятельности методической службы.
На I этапе – непрерывное образование как принцип организации образования, на II – как принцип организации образования и направление педагогического исследования, т.е. работа научно-методической службы направляется на создание исследовательского пространства в городе с целью усиления фундаментальной подготовки педагогов, III этап - направление педагогического исследования и создание гибкой, открытой и развивающейся системы непрерывного образования в городе, способной обеспечить овладение каждым человеком базовыми гражданскими и культурными ценностями.

Какие первые изменения позволили говорить о переходе методической службы на новую концептуальную основу?
– Была разработана модель муниципальной методической службы, каждый структурный компонент которой способствовал формированию инновационной организационной культуры, т.е. наряду с постоянными структурами организованы временные, «под задачу» - это проектные команды, разрабатывающие программы локальных экспериментов, концепцию, технологии воспитания и обучения, серии элективных курсов по единой проблеме, модульные команды, обеспечивающие функционирование и развитие модулей в рамках конкретного проекта, штаб по оперативному управлению научно-исследовательскими проектами. Так началась работа в новом режиме. Все это повлекло и статусные изменения: методический кабинет стал самостоятельным учреждением – Информационно-методический Центр.

Уточним, что изменилось в соответствии с новой моделью методической службы?
Изменились все структурные компоненты: цель принципиально новая: формирование исследовательской компетентности педагогов как составляющей методологической культуры; содержание: исследовательская и научно-экспериментальная деятельность, формы: методологический семинар, научное собрание, научно-исследовательская конференция, публичная защита проектов исследовательской направленности, индивидуальные образовательные маршруты (траектории), мастер-класс «Современные педагогические технологии», выполнение партнёрских исследовательских проектов со школами Иркутской области, выполнение планов-заказов Международной Академии наук педагогического образования, РАЕ на научно-экспериментальную работу, публикации книг, статей; результат: исследовательская компетентность (создание своей собственной системы деятельности).

Таким образом, в соответствии с новой моделью была создана новая система повышения квалификации. Так ли это?
Да. Одним из приоритетных направлений содержания новой модели ММС является развитие личности учителя, формирование у него отношения к детям как развивающимся субъектам, к себе как развивающейся творческой индивидуальности и формирование культуры взаимодействия педагога в окружающем мире. Это осуществляется через Школу профессионального развития, которая является основой развития личности педагога.
Алгоритм новой системы создания условий для личностного и профессионального развития, разработанный под руководством д.п.н, профессора Стефановской Т.А., состоит из 7 шагов-операций. Первый; цель – основополагающий компонент. Она, с нашей точки зрения, выражается через модель современного педагога, являющегося ориентиром в личностно-профессиональном росте (разработана Т.А.Стефановской).


В соответствии с моделью был  разработан квалифицированный объем знаний, умений, которыми должен обладать педагог (это второй шаг),  потом определяется содержательно-целевой компонент, четвертый шаг: научно-методическое обеспечение, пятый – педагоги распределяются на страты с учетом готовности к тому или иному виду деятельности. И шестой – это, когда определяются коллективные и групповые формы (открытый исследовательский семинар, методологические семинары, аспирантура, соискательство). Большое место в этой системе занимало составление и реализация индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) по специально разработанному алгоритму. А по окончании учебного года осуществлялась экспертно-аналитическая деятельность.
Принципиально новым стал постепенный переход на технологический (как наивысший) уровень обучения педагогов. Использовали многомерную интегративную технологию, предполагающую выполнение индивидуальных заказов на образовательные услуги; информационную технологию с избирательной интерактивностью, технологию по управлению самостоятельной познавательной деятельностью на основе принципа стратификации, технологию студийного обучения.
Наиболее эффективной стала технология студийного обучения, которая позволяла постигать теоретический материал в его практическом воплощении на практике, профессиональное общение на занятиях осуществляется в парадигме: теория–технология–методика, это позволяет осуществлять своеобразную «профилактику квалификации» педагогов.


Какие новые идеи легли в основу вашей системы?

- В основе данной системы лежали 3 новые идеи: идея стратификации профессионального развития кадров; технологичность построения взаимодействия в работе с педагогами; педагогический мониторинг как основное условие повышения профессиональной компетентности педагогов.
Такой подход позволил планировать работу Школы профессионального развития с учетом дифференциации и с учетом готовности педагогов к тому или иному виду деятельности.
Кто осуществлял мониторинговую деятельность, ведь это новое направление вашей работы?
- Осуществляла мониторинг в структуре Центра группа диагностики и коррекции (ГДиК). Ею были разработаны показатели уровня профессионального развития и саморазвития педагогов с учетом компонентов педагогической культуры (рефлексивного, проектного, методологического, коммуникативного, самообразовательного). С 2008 года мы ввели новые диагностические приемы (анкеты в ходе инновационной работы и влияние ее на профессиональный рост, диагностическая карта эффективности методической работы; методика неоконченного предложения). Оперативная рефлексия процесса и результатов осуществлялась через заседания научно-методического совета. Результаты промежуточных диагностик выявления уровня профессионального развития в том числе, исследовательской компетентности, оценка реализации новой модели методической службы, результатов реализации непрерывного педагогического образования, программы развития воспитания позволяют своевременно вносить коррективы в ход инноваций, что, в свою очередь, давало возможность избегать негативных последствий.

С какими результатами вы завершили первый этап развития?
Данные диагностических срезов показали положительную динамику в профессиональном развитии педагогов (прирост по разным показателям от 25% до 33%), Степень удовлетворенности услугами Центра вырос от 65 до 84 процентов. Уровень профессионализма подтверждался публикациями педагогов, включенных в эксперимент: 16 книг (объемом 3239 стр. или 202,4 печ.л.), 21 брошюра и методические рекомендации (объемом 548 стр. или 34,2 п.л.), 32 статьи. В 2010 году город включен в областной долгосрочный мультипроект по выстраиванию и развитию воспитательного пространства Иркутской области, Центр стал областной экспериментальной плошадкой по проблеме «Влияние методического Центра на инновационный потенциал образовательных учреждений города».

Как изменился облик методиста за время инновационной работы?
- Изменение в содержании деятельности Центра предполагало развитие профессиональной компетентности методиста Центра, формирование у него новой культуры взаимодействия. Уже в 2009 году мы отмечали, что методист – это специалист, осознанно включающийся в просвещение взрослых, с которыми профессионально связан, специалист, владеющий приёмами, методами научного исследования, культурой исследовательской работы, профессионал, то есть, он – андрогог, консультант, организатор и, с нашей точки зрения, исследователь, хотя статус методиста в соответствии с формальными нормативными документами не предполагает педагогического исследования как направления деятельности методического учреждения.
Развитие профессиональной компетентности методистов нашего Центра осуществлялась в процессе профессиональной деятельности, т. е. средствами профессии через анализ состояния научно-методической работы, самодиагностики, мониторинга профессионального развития педагогов и проецирования результатов работы учреждений на собственную деятельность.
В результате этого формировалась мотивация к постоянному самосовершенствованию, умению профессионально грамотно выстраивать диалоговые отношения с педагогами, родителями, детьми, руководителями, учреждениями, находящимися внутри и вне муниципальной системы образования города. 

Второе интервью с директором Центра

Центр развития образования стал центром развития муниципальной системы образования в буквальном смысле этого слова. Что же объединило все образовательные учреждения вокруг Центра?
- Метапроект «Воспитательное пространство малого города как фактор развития личности школьников», разработанный под руководством  Стефановской Татьяны Александровны, доктора педагогических наук.
Поскольку социализация личности школьников напрямую зависит от мира, находящегося за пределами школы, мы, учитывая cоциально-педагогические особенности города Саянска как малого города, в 2005 году приняли решение расширить поле педагогического воздействия на развитие личности ребенка. Предположив, что в педагогически целесообразно организованной среде растущая личность могла бы наиболее гармонично развиваться, определили стратегическую цель эксперимента: создание единого городского  воспитательного пространства, которое наряду с воспитательными системами образовательных учреждений станет необходимым и эффективным фактором развития личности школьников. Возглавил эксперимент Ермаков Александр Владимирович, начальник управления образования, стоявший тогда во главе всех изменений в городе.

В чем заключается сущность единого воспитательного пространства?
- В определении сущности единого городского воспитательного пространства мы приняли точку зрения Л.И.Новиковой, считающей воспитательным пространством «среду, педагогически целесообразно организованную», а также Д. В. Григорьева, который под воспитательным пространством понимает «динамическую сеть взаимосвязанных педагогических событий, собираемую усилиями социальных субъектов различного уровня, способную  выступить интегрированным условием личностного развития человека», Ю.С.Мануилова, рассматривающего воспитательное пространство «как часть среды, в которой господствует педагогически сформированный образ жизни», Единое – значит целостное: совокупность разных частей, объединенных  определенными отношениями и внутренними связями, воспринимающаяся как целое.
Условиями ценностно-смыслового единства субъектов воспитательного пространства определили так:
- наличие цели, разделяемой всеми участниками процесса его создании;
- единая педагогическая концепция, ориентированная на приоритеты гуманистического воспитания;
- «мягкая» структура пространства, его событийность, диалоговый режим;
- разветвленная система отношений между различными компонентами, субъектами пространства.
Мы понимали, что создание единого пространства - это путь, который  не может быть равномерным и однонаправленным. Эволюционное восхождение к сложным формам происходит через ряд циклов распада и интеграции торможения хода процессов, их ускорения и подъема (Е.Н. Князева, С. П. Курдюмов). Нельзя ожидать было стабильного развития воспитательного пространства и быстрого объединения отдельных его частей в единое целое.
Единая педагогическая концепция «Развитие личности школьника в воспитательном пространстве малого города» стала ценно-смысловым ядром воспитательного пространства города Саянска.

Таким образом, все образовательные учреждения приняли решение идти одной дорогой?
- Имея единую стратегическую цель, каждое образовательное учреждение города выстраивает свой путь её реализации: разработали свои Программы воспитания, которые различались по технологическому и содержательному компонентам образовательных парадигм. В соответствии с Программами воспитания смоделированы разные воспитательные системы школ: Школа социального успеха воспитательная система воспитания конкурентноспособности и воспитания лидеров Школа гражданского становления: воспитательная система развития личности; Школа счастья: воспитательная система освоения пространства науки Школа здоровья: воспитательная система освоения ценности здоровья; Школа эколого-информационной культуры: воспитательная система освоения ценности культуры, смысловым ядром которой является эколого-информационная культура; Школа краеведения: воспитательная система освоения ценности культуры мира.

Какова роль вашего Центра в формировании воспитательного пространства?
- При рассмотрении структуры воспитательного пространства Саянска через призму входящих в него образовательных учреждений  определили такой её вариант: в центре стоит группа школ г. Саянска, инициаторами создания воспитательного пространства является наш Центр.
Он, в отличие от образовательных учреждений, определяющих воспитательные задачи непосредственно, решал проблемы воспитания опосредованно через целевую установку, направленную на создание единого многомерного (воспитательного, исследовательского, виртуального) пространства в городе как условия для непрерывного профессионального развития педагога, формирования его методологической культуры, которая должна была стать перспективой всестороннего  развития личности ребёнка.
Методический центр, являясь субъектом данного пространства, исследовал взаимодействия других субъектов, выявлял проблемы, трудности, выстраивая собственные отношения с каждым субъектом, совместно решая вопросы жизнедеятельности каждого учреждения индивидуально.
Развивать воспитательное пространство города, расширять поле взаимодействия субъектов данного пространства - значит создавать условия для реализации ребенком, педагогом, родителями и другими участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции. А это, прежде всего, формировать субъектность педагога, поэтому  одной из приоритетных задач центра стало развитие личности учителя.
Так, методический Центр стал значимой, необходимой частью единого воспитательного пространства города, без него невозможно было бы единство и целостность городского воспитательного пространства. В свою очередь, развитие воспитательного пространства – это фактор развития самого Центра

Каким стало содержание деятельности школ по развитию воспитательного пространства?
Содержание деятельности по развитию воспитательного пространства в городе определено нами как  ценностные отношения, выстраиваемые на основе Программ воспитания каждой школы: СОШ 2 – Человек. Семья. Знание. СОШ 3 – Человек. Отечество. Знание. СОШ 4 – Человек. Познание. Творчество. СОШ 5 – Человек. Культура. Здоровье. СОШ 6 – Человек. Природа. Общество. СОШ 7 – Человек. Земля. Мир.

Чем принципиально пространство малого города Саянска отличалось от других?
Во-первых, особенности малого города позволяют задействовать все население.
Во-вторых, три средства функционирования воспитательного пространства: образовательный консорциум, Ассамблея Саянской общественности, молодежный саммит.
В-третьих, воспитательных систем образовательных учреждений, которые имеют «индивидуальное лицо», развиваясь, они составляют основу воспитательного пространства.
И еще: модель воспитательного пространства Саянска – единство субъектов воспитательного пространства, их равноправные связи и отношения посредством образовательного консорциума, саянского молодежного саммита, Ассамблеи Саянской общественности как постоянно действующего органа. В данном случае мы говорим о сетевом моделировании, когда простраиваются связи и отношения между субъектами.

Ассамблея Саянской общественности? Это некий общественный орган?
Ассамблея Саянской общественности по проблемам образования является постоянно действующим органом государственно-общественного управления в муниципальной системе образования. Ассамблея создана в целях эффективной реализации на территории муниципального образования «город Саянск» одного из ключевых принципов государственной политики Российской Федерации в области образования - принципа демократического, государственно-общественного характера управления образованием.
Ассамблея является необходимым механизмом функционирования единого воспитательного пространства города, способствующим формированию равноправных связей и отношений между субъектами воспитательного пространства города и усиление общественного участия в воспитании школьников. В работе Ассамблеи Саянской общественности принимают участие образовательные учреждения города, учреждения культуры, здравоохранения, СМИ, Совет ветеранов, управление по физической культуре, спорту и туризму, Совет предпринимателей, силовые ведомства, Совет по молодежной политике, общественные организации предприятия города и другие субъекты городского пространства, а также администрация городского округа муниципального образования «город Саянск».

Какова роль Молодежного саммита?
В свете новых требований в общественно-государственном управлении особая роль отводится самоуправлению. Вопрос заключается в том, чтобы определить механизмы освоения школьниками позитивных норм и ценностей семейной жизни, социального и полеролевого поведения, формирования умений и установок межличностного взаимодействия в контексте создания воспитательного пространства. Новой формой самоуправления стал Саянский Молодежный саммит, миссия которого заключается в стимулировании активной гражданской позиции молодежи города. Он является важной составной частью архитектуры воспитательного пространства, призванной обеспечить единство ее субъектов: школы, учреждений дополнительного образования, Союза детских объединений, городской Молодежного парламент, «Молодая гвардия». Координирует деятельность структурных подразделений саммита Лига полномочных представителей органов самоуправления школ.

Как строится работа Образовательного консорциума?
Ядром единого воспитательного пространства Саянска является Образовательный консорциум, в рамках которого на основе проблемно-ресурсного подхода создана сеть культурных центров развития личности средствами создания дополнительных пространств самореализации личности во внеурочное время: социально-педагогическое сообщество, Центр социализации личности средствами артпедагогики, городская научная ассоциация школьников, Центр тьютеров здоровья, эколого-информационное сообщество виртуалов, центр краеведения, центр подготовки старшеклассников к службе в рядах Российской Армии, эколого-трудовое сообщество «Школьное лесничество», Агентство добрых дел», Центр эстетического воспитания «Затея», воскресная школа здоровья). Важным для нас является организация и проведение через образовательный консорциум интегративных событий года в соответствии с системообразующей деятельностью ОУ.
Образовательный консорциум делегирует полномочия конкретным образовательным учреждениям по развитию личности школьника, определяет для них конкретные задачи в конкретном содержательном аспекте. Работа консорциума строится на основе разработанных целевых программ пилотных сообществ и Положений о городских сообществах. Мы не можем не признать, что консорциум как новая институциональная форма организации системы образования города Саянска, построенная на кооперации школ с привлечением иных образовательных ресурсов, позволила выстраивать единое воспитательное пространство малого города
Существует мнение, например ученого-исследователя М.В. Борытко, что «воспитательное пространство за пределами школы организовать невозможно». Ваша точка зрения на этот счет.
Нельзя не принять во внимание мнение ученого. Вместе с тем, наша позиция иная, она теоретически обоснована и проверяется практикой уже девятый год. Поскольку стабильное развитие воспитательного пространства и быстрое объединение отдельных его частей в единое целое не происходит одномоментно, то этот процесс достаточно длителен во времени, мы понимаем, что развитие воспитательного пространства, формирование инфраструктуры пространства города, даже малого, – достаточно сложная задача.
Механизмом развития воспитательного пространства, исходя из принципа синергетики, можно определить «точечные слабые воздействия, но в нужное время и в нужном месте». Так, в феврале 2011 года Молодежный саммит утвердил Кодекс нравственности гражданина города Саянска и наметил пути реализации его идей. Это оказало определенное влияние на развитие инфраструктуры воспитательного пространства города, стало неким  воздействием, механизмом, стимулирующим школьников к активным действиям: распространение листовок среди населения города с Кодексом нравственности, разработка рекламных щитов-баннеров с основными положениями Кодекса, оформление афиш-реклам в общественном транспорте,  работа с городскими СМИ. Сегодня школьники разработали и реализуют проекты социально-значимых дел: вместе с жителями микрорайонов строят катки, благоустраивают дворы, делают песочницы для детских садов.

Каковы результаты реализации метапроекта и дальнейшие перспективы работы Центра по развитию воспитательного пространства малого города?
1. Создано за годы инновационной работы воспитательное пространство как фактор развития личности школьника на базе единых концептуальных идей.
2. Работают базовые организационные структуры воспитательного пространства города Саянска: образовательный консорциум как интегративный «стержень» выстраивания отношений; молодежный Саммит как орган самоуправления определяющий механизмы освоения школьниками позитивных норм и ценностей социального поведения, формирующий умения межличностного взаимодействия в контексте воспитательного пространства; ассамблея Саянской общественности как ядро педагогизации среды, опережающий фактор выстраивания отношений между субъектами и способствующий формированию равноправных связей и отношений между субъектами воспитательного пространства города и усилению общественного участия в воспитании школьников.
3. Созданы воспитательные системы школ (ВСШ) освоения ценностей в образовательных учреждениях.
4. Разработаны и реализуются Программы воспитания и Программы развития в школах в соответствии с городской педагогической Концепцией.
5. Введены новые формы диалогичности организации воспитательного пространства - интегративные события года (городские Нобелевские чтения, ярмарка «Во имя всеобщего блага», экологический фестиваль, вахта памяти, виртуальный салон, артсалон, физкультурно-оздоровительный калейдоскоп, водно-спортивный праздник), которые обогащают каждого включенного ребенка ценностными отношениями за счет самовыражения в различных видах деятельности.
6. Создана система повышения квалификации, ориентированная на формирование и развитие инновационной  профессиональной субкультуры
Близкая перспектива: закрепление новшеств:
1. Городская Корпорация единомышленников как объединение, профессионально решающее вопросы воспитания в городе; как фактор, способствующий расширению городского воспитательного пространства за счёт привлечения инвесторов, готовых участвовать в воспитании молодежи;
2. Лига уполномоченных представителей органов самоуправления образовательных учреждений как орган, формирующий умения межличностного взаимодействия в контексте воспитательного пространства;
3. Городская площадка социально-значимых инициатив как средство реализации потенциала школьников и формирования личностных смыслов  в социально-значимой для них деятельности, когда через ситуации социального опыта взаимодействия будут проявляться качества личности ребенка.
Дальняя перспектива: создание инфраструктуры воспитательного пространства:
1. Реализация идей Кодекса нравственности гражданина города, разработанного командой директоров, и выстраивание новых взаимоотношений и связей на его основе между субъектами воспитательного пространства через Образовательный консорциум, Молодежный Саммит и Ассамблею общественности. Кодекс нравственности - смысловое ядро развития воспитательного пространства.
Основная задача данного документа – реализация идей Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Государственной программы «Патриотическое воспитание гражданина РФ на 2011-2015 г.г.

Репортер: все сказанное, действительно, позволяет убедиться, что воспитательное пространство города – это результат большой серьезной работы коллективов школ, научных руководителей и специалистов Центра. А намеченные перспективы развития воспитательного пространства малого города  в рамках исследования – это новый этап жизнедеятельности, более сложный, переводящий систему образования Саянска из сферы желаемого в сферу действительного.

Третье  интервью с руководителем Школы открытого образования взрослых

Системным изменением сегодня является ФГОС. Как новые Стандарты изменили жизнь Центра?
ФГОС стал новым стимулом профессионального развития педагога города Саянска. И это так, потому что требования Стандарта, предъявляемые к педагогам: вхождение работников в систему ценностей современного образования, принятие идеологии ФГОС, освоение новой системы требований к структуре основой образовательной программе, овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами – в контексте развития муниципальной системы образования предполагают иную, по сравнению с традиционной, модель муниципальной методической службы. В этой связи отмечаем, ФГОС как системное нововведение в образовании предусматривает определенную базу для перехода к новой модели. Прежде всего, это направление развития образовательных учреждений как дидактическая или как воспитательная система школы. Содержание Стандарта ориентирует на второе. Потому мы разработали инновационную модель сопровождения кадров в условиях введения ФГОС, опираясь на имеющийся опыт развития воспитательной системы школы.. Кроме того, отмечаем, что ФГОС нацеливает не  просто на профессиональное мастерство, а на определенную педагогическую позицию педагога, обеспечивающую воспитание и образование личности школьника.

Позиция педагога. Это некие новые взгляды?
- С нашей точки зрения, профессионально-личностная  позиция педагога – это способ реализации им собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка. Это то, без чего реализация ФГОС невозможна. Начинать работу по подготовке к новым стандартам нужно с изменения позиции учителя.
Мы полагаем, что новое педагогическое мышление, ориентированное на развитие личности школьников, их социализацию формируется в процессе организации воспитательного пространства, рассматриваемого нами как условие для перехода к новым стандартам.

Значит ли это, что систему повышения квалификации нужно изменить коренным образом?
- Конечно.  Правда, для нашего Центра – это был не «крутой поворот», а, скорее, новый этап жизни. Нам повезло: инновационная работа по формированию единого воспитательного пространства малого города в 2005-2009 стала научно-методической базой для перехода к работе в новых условиях.
Инновационная модель повышения квалификации, разработанная нами в соответствии с новыми требованиями, включает новую цель, содержание, формы, средства, виды деятельности и результат.
Цель как структурный компонент модели – формирование и развитие инновационной  профессиональной субкультуры.
«Субкультура – совокупность норм, ценностей, стереотипов поведения, традиций, культуры, интегрируемых конкретным относительно замкнутым сообществом», в нашем случае педагогическим сообществом города Саянска. (В.И.Слободчиков).
Содержание – метапредметное. Разработка проектов, учебных модулей и программ ДПО, раскрывающих сущность новой идеологии учебно-воспитательного процесса.
Формы работы – стажировочные площадки, Школа открытого образования взрослых (ШООВ), проектная неделя как новая технология в работе с учителями, дистанционный профессиональный круг как новая форма сетевого взаимодействия;
Результат – инновационная профессиональная субкультура 
Чтобы наглядно убедиться, в изменениях деятельность Центра в соответствии с новой моделью, представим таблицу:

Таким образом, ФГОС – точка, определяющая дальнейший маршрут развития вашего Центра?
- Да, новая целевая установка - поэтапное восхождение к новому состоянию Центра, предполагающему развитие открытой и развивающейся системы непрерывного образования взрослых педагогов, профессионально готовых к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, способных обеспечить овладение каждым базовыми гражданскими и культурными ценностями. В соответствии с этой целевой установкой в 2010 году мы разработали новую программу развития, определяющую этапы восхождения к новому состоянию.

Как далеко продвинулись вы за три года?
Нами разработана Инновационная образовательная программа повышения квалификации педагогов города Саянска «Профессиональная культура педагогов», направленная на усиление инновационного потенциала учителя, образовательных учреждений в целом. Программа имеет лицензию.
В городе разработан и реализуется Партнёрский исследовательский проект «Усиление учительского потенциала школ в условиях введения Стандарта», направленный на формирование новой профессиональной субкультуры педагога, ориентиром которого является модель восхождения учителя – предметника к новой профессиональной позиции педагога
Модель Т.А.Стефановской

Педагог-воспитатель – это ближняя перспектива развития готовности учителя-предметника к реализации ФГОС общего образования, средняя перспектива – это позиция педагога-тьютора, профессионала, способного формировать себя как человека себя образующего, и ребенка, самостоятельно руководящего своим собственным развитием. Дальняя перспектива развития готовности – позиция педагога-системщика.
Создана Профессиональная кооперация по подготовке педагогов к реализации ФГОС под руководством Т.А. Стефановской, сущность кооперации: включение педагогов в единые формы подготовки к работе в условиях введения ФГОС ОО-2 на основе взаимообогащающего обмена ресурсами (кадровыми, научно-методическими).
Введена новая форма повышения квалификации педагогов города Саянска – Школа открытого образования взрослых.
Новая форма взаимодействия с педагогами – дистанционный профессиональный круг. Работают 2 стажировочные площадки по подготовке педагогов к работе в условиях ФГОС, 3 педагогических площадки, 6 открытых методических площадок по реализации ФГТ.
Разработано нормативно-диагностическое сопровождение подготовки педагогов к работе в условиях ФГОС второго поколения.

Интересным показалась форма повышения квалификации Школа открытого образования взрослых. Как строится работа в Школе?
Школа открытого образования взрослых, или ШООВ – это открытая система, способная взаимодействовать с элементами иных структур, обогащаться за счет этого взаимодействия, коадаптировать новое к созданной структуре, таким образом развиваться как за счет внутренних ресурсов, так и под  влиянием извне. Мы определили три функции Школы
- компенсаторная, предоставляющая работникам муниципальной системы образования города Саянска ранее отсутствующую или упущенную возможность получить соответствующее образование желаемого уровня;
- адаптирующая, обеспечивающая новыми знаниями и умениями, потребность в которых возникает по мере изменения их жизнедеятельности;
- развивающая, способствующая разностороннему развитию личности педагога в период его педагогической деятельности посредством преемственного обогащения ранее приобретенных знаний и умений.
Её структурные компоненты:
- Центр педагогического развития (постижение нового статуса специалиста).

Консалтинговый центр социально-правовой поддержки (формирование и развитие социально-правовой культуры).
- Центр информационно-коммуникационного резерва (формирование информационной культуры).
- Корпоратив-учеба в рамках экспериментальной деятельности по реализации метапроекта «Развитие личности школьников в воспитательном пространстве города» (формирование исследовательской компетентности).
- Открытое окно сайта «Онлайн-консультация» (адресная поддержка профессионального и личностного развитии).
- Площадка по курсовой подготовке (организация курсов повышения квалификации и переподготовки на территории города)
Работа ШООВ регламентируется планом работы структурного подразделения, учебными программами, учебными планами, расписаниями занятий, годовым графиком, утверждёнными директором Центра развития образования в случае, если обучение осуществляется по программам, прошедшим процедуру лицензирования. Учебные программы составляются в соответствии с федеральными государственными требованиями к содержанию программ дополнительного профессионального образования, утверждёнными нормативными актами Российской Федерации.

Сегодня деятельность Центра развития города Саянска качественно изменилась. Что стало основой столь быстрого развития?
Стратегия развития любой системы предполагает постановку новых целей и задач, соответствующих образцу будущего как самой системы, так и той сферы общественного бытия, относительно которой она принимает на себя ответственность. В контексте развития системы образования это связано, прежде всего, с качеством педагогических ресурсов. Основным содержанием этих процессов можно считать интеграцию науки и практики. Условием этой интеграции для нас стала профессиональная деятельность педагогов, предусматривающая изменения образовательного процесса в русле научно-исследовательских идей. Иначе говоря, мы ушли от организационно-методической деятельности к научно-методической, и это дало нам возможность развиваться и создавать условия для развития других.
Мощной поддержкой для нас является научное консультирование со стороны кафедры теории и методики воспитания ИПКРО города Иркутска. Через научных консультантов получаем приток новых ресурсов, а вместе с ними – возможность выхода на диалогическую позицию по отношению к науке и культуре в решении актуальных проблем.

Репортер: Президент, обозначая задачи, стоящие перед новой школой, подчеркнул, что «только научные психолого-педагогические знания позволят педагогу сформировать разносторонне развитую личность»

Четвертое интервью со специалистами по информационно-методическому сопровождению деятельности Центра

Как осуществляется информационное сопровождение инновационной деятельности Центра?
– Эта работа заключается в формировании электронной базы данных по экспериментальной деятельности на основе изучения информационных ресурсов образовательных учреждений и микропотока педагогических, научно-аналитических изданий; в оперативном информировании педагогов через индивидуальное и групповое избирательное распространение информации. Сегодня создан банк информационных ресурсов и проведена их систематизация с учетом особенности инновационной деятельности Центра; корпоративный (сетевой) каталог для информационного сопровождения  учреждений города, работающих в инновационном режиме; сформирован методико-библиографический массив документов по инновационной деятельности.

Есть ли какая-то схема, модель взаимодействия по информационному сопровождению?

- Мы эту модель определили как одноконтурную: организованное взаимодействие оператора и педагога (педагогических коллективов), в модели определены приоритетные направления, методы, формы и средства в системе информационных услуг в соответствии с потребностями основных заказчиков. Вектор информационного сопровождения модели направлен на обеспечение оперативного и массового внедрения инновационной педагогической деятельности, иными словами «запрос» – «услуга». В основе её лежит единство трех функций: информирование об информационной ситуации, диагностика и консультирование. Оператором выступает методист по информационно-библиографической работе.

Что является базовыми структурами созданной модели?
- Региональный Центр сигнальных экземпляров, созданный на договорной основе с российскими издательствами «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана – Граф», «БИНОМ» на базе нашего Центра. Это дает возможность получать дополнительные потоки учебной, информационной и методической литературы. В настоящее время фонд насчитывает более 3,5 тыс. экземпляров учебной и методической литературы.
- 13 пилотных площадок города по апробации новых учебно-методических комплексов.
- Открытая переговорная площадка «Консультация», через которую организуются встречи-семинары для методистов Центра и педагогов города с авторами УМК. Кроме того, используя интернет-возмозности, оператор в форме скайп-рекламы через площадку презентует новые поступления в Центр, делает обзоры статей периодических изданий.
- Электронный Читальный зал на сайте Центра сайта, где размещены не только актуальные документы, рекомендации, списки имеющихся учебно-методических пособий, авторские учебные программы, прошедшие экспертизу через научно-методический совет города Саянска, но и банк электронных ссылок. Банк составлен на основе изучения потребностей и ежегодно пополняется. На полке читального зала расположен банк опубликованных материалов саянских педагогов.

Какое количество публикаций на сегодняшний день имеется по результатам инновационной работы?
- 37 книг (5550 стр., тираж – более 4000 экз.), 123 статьи

Как осуществляется работа Центра по продвижению результатов педагогической деятельности на рынке образовательных услуг Иркутской области и России?
- Двумя путями. Через выстроенные оператором  сетевые отношения с редакциями российских журналов и кафедру теории и методики воспитания Института повышения квалификации Иркутской области, научного консультанта  саянского образования и руководителя кафедры доктора педагогических наук, профессора Татьяну Александровну Стефановскую, которая консультирует, помогает представлять материалы на редакционный совет института.

В каких журналах можно прочитать статьи работников вашего Центра и статьи педагогов города?
- «Методист», «Народное образование», «Директор школы», «Образование личности», «Воспитание школьников», «Открытая школа», «Управление качеством образования», «Детский сад. Все для воспитателя», «Управление ДОУ», «Журнал заместителя директора школы по воспитательной работе» и «Педагогический имидж» (журнал Института развития образования Иркутской области).
Сотрудники центра работают в тесном контакте и со средствами массовой информации города: систематически инновационная деятельность образовательных учреждений и педагогов освещается на страницах местной печати «Саянские зори», «Новые горизонты», «Сибирский городок», «Саянск» и на ОСТ «12 канал». Кроме того, мы являемся учредителями собственной газеты «Форум образования», она выходит 5 раз в год. С 2008 года и до настоящего времени вышло 33 номера газеты.

Репортер: Информационное сопровождение инновационной деятельности в системе образования Саянска есть сложившийся механизм, без которого вся система просто не смогла бы работать, тем более оперативно перестраиваться в соответствии с новыми условиями и поэтапно восходить к поставленной цели.

Информационное сопровождение предусматривает дистанционное взаимодействие Центра с его клиентами. Каков уровень этого взаимодействия?

Реализуя одно из направлений Программы развития Центра: формирование ИК-умений педагогов как условие реализации ФГОС, мы разработали Программу развития дистанционного образования города, цель которой: открытая и развивающаяся система дистанционного образования  как необходимое условие подготовки педагогов к реализации ФГОС. Сегодня мы отмечаем следующее.
- Во-первых, используются в работе Центраразличные модели дистанционного образования взрослых в рамках сотрудничества с Иркутским институтом повышения квалификации работников образования. открыта учебная площадка в рамках проекта Института повышения квалификации города Иркутскана базе города Саянска «Приангарье. Учителя в сети». Это проект «Медиаобразование в школе», «Создание сетевого информационного пространства педагога» (кейсовая модель дистанционного образования», «Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века» в рамках проекта «Intel® Обучение для будущего». Организацией этой деятельности руководит наш методист-тьютор. Показателем качества работы тьютора стали следующие результаты: слушатели данных курсов победители и призеры областного конкурса «Лучший цифровой образовательный ресурс, созданный в рамках проекта «Приангарье. Учителя в сети», кроме того созданные учебные проекты сегодня используются в учебном процессе.
Во-вторых, осуществляется интернет-обучение педагогов посредством сайта Центра развития образования по освоение инструментов сетевого взаимодействия. Информационно-методическое сопровождение осуществляется на странице сайта: анкеты, лекции, задания и подробные инструкции по работе с онлайн сервисами, коллективные документы Google по размещению выполненных работ, форуме обсуждались возникающие вопросы и проблемы.
В-третьих, введен в работу Школы открытого образования взрослых структурный компонент - Центр информационно-коммуникационного  резерва, обеспечивающий сегодня  методическую поддержку педагогов в области ИКТ. Он  является ядром сетевого взаимодействия в повышении квалификации.
В-четвертых, используется новая сетевая форма взаимодействия Центра с педагогами – дистанционный  профессиональный круг, позволяющая педагогу одновременно работать с несколькими специалистами Центра, как источниками решения проблем, и использовать одновременно разные сетевые ресурсы.
Кроме того, мы дистанционно обучаем детей-инвалидов и организуем для родителей этих детей консультаций у психолога, логопеда, учителя-дефектолога. Открыли Агентство дистанционной работы со школьниками, благодаря которому Саянские школьники участвуют в дистанционных олимпиадах и турнирах.

Позволяет ли материальная база осуществлять задуманное?
- Сегодня в Центре 50 единиц компьютерной техники. В 2013 году наш Центр получил от Министерства образования Иркутской области оборудование на 2,3 миллиона рублей по федеральной целевой программе развития образования. Помимо 15-ти комплектов обучающих конструкторов Lego Mindstorms education и мини-типографии, поступило 16 современных ноутбуков, что позволило существенно усилить технический потенциал Центра развития образования. Потому мы определяем еще одно направление работы Центра – обучение школьников по программам робототехники в рамках внеурочной деятельности. Это новая точка на карте маршрута развития нашего учреждения.

Репортер: восхождение к новому состоянию Центра развития – это путь, конечно же, предусматривающий  расширение диапазона информационных услуг, потому сотрудники Центра ставят перед собой задачи, направленные на развитие поля информационного взаимодействия.

«За приоткрытой дверью» (важная сцена в событийном развитии репортажа)
      
Двери в кабинете директора Центра приоткрыта. Работники Центра, обсуждая планы работы, готовят на заседание научно-методического совета города очень важный, по их словам, документ. Вместе с научным руководителем Стефановской Т.А., они разрабатывают требования к уроку в новом формате. Каким быть современному уроку?
  • Урок должен быть выстроен в соответствии с идеями Концепции духовно-нравственного развития.
  • Что лежит в основе содержания урока?
  • Принципы фундаментальности… «Фундаментальное ядро общего образования»… Знания, умения, отношения…
  • А организация урока?
  • Основа организации – системно-деятельностный подход (система конкретных форм, методов, технологий).
  • Результаты урока: предметные, метапредметные, личностные… Они должны быть диагностично спланированы и реально достижимы.
  • На уроке необходимо использовать конкретные средства, направленные на расширение воспитательного пространства урока.
  • Семь требований, если требования к результатам обозначить отдельными пунктами…
Репортер: Событием дня в работе Центра стала разработка требований к современному уроку. И сотрудники единогласно об этом заявляют. Важность этого события подчеркивается участием профессора Стефановской Т.А в разработке данного документа. «Сначала необходимо осознать задачи, для решение которых недостаточно имеющихся знаний», - так они определяют свой первый шаг в реализации поставленной цели.

Второй бэкграунд (аргументы персонажей)

Совещание специалистов Центра «Готовность педагогов к работе в условиях ФГОС второго поколения: предварительные результаты апробации системы диагностики
Директор Центра: Система диагностики готовности педагогов города к работе в новых ФГОС – это поэтапное введение диагностических карт-замеров по критериям готовности, разработанных научными руководителями. Напоминаю: 1 этап «Готовность педагога к введению ФГОС», «Готовность учителя к инновационной деятельности», «Развитие исследовательской компетентности учителя». 2 этап «Готовность учителя – предметника к фиксации личностных результатов урока», «Готовность классного руководителя к отслеживанию личностного роста школьников». 3 этап «Изменение отношения педагогов к преобразованиям в школе по ФГОС-2», «Изменение профессиональной позиции педагогов (по ФГОС-2)».   
Необходимо доложить Ассамблее саянской общественности о результатах нашей работы. Обсудим предварительные результаты.
Методист по инновационной работе: Результаты диагностики «Готовности учителя к введению ФГОС» показал год прирост за 2012-2013 по критериям когнитивного аспекта на 8 %, мотивационного на 4 %, личностного на 2%, технологического на 4 %. Западающим звеном является проектная деятельность на уроке, учебное исследование, организация групповой работы (технологический уровень). «Готовность учителя к инновационной   деятельности»: прирост по когнитивному компоненту - 4%, деятельностному – 6%, эмоционально-мотивационному – 8%. Диагностика исследовательской компетентности за 2 года по продвинутому уровню показала положительную динамику: от 10% до14%. Изменения отношения педагогов к преобразованиям в школе по ФГОС-2 следующие: в мотивах и потребностях наблюдаются у 55% , повышение активности педагогов – у 51% , увеличение педагогов-новаторов на 3%. Изменения профессиональной позиции педагогов по данным на конец года у 42%.
Старший методист по аттестации педагогов: Значит, анализ предварительных результатов диагностических замеров позволяет нам говорить о качественных изменениях в профессиональном развитии учителей и положительной тенденции вхождения педагогов  к новой профессиональной позиции в соответствии с требованиями ФГОС. А как изменилось отношение педагогов к преобразованиям?
Методист по инновационной работе: Диагностика изменения отношения педагогов к преобразованиям в школе ФГОС-2 будет проведена в сентябре-октябре 2013.
Директор Центра: Таким образом, анализ предварительных результатов диагностических замеров говорит о качественных изменениях в профессиональном развитии учителей и положительной тенденции вхождения педагогов к новой профессиональной позиции в соответствии с требованиями ФГОС.
Руководитель Школы открытого образования взрослых: Основаниями подтверждения диагностических данных являются презентации результатов педагогов города по подготовке к работе в условиях ФГОС: НПК Панорама инновационных проектов «Влияние инновационной деятельности на подготовку учителя к реализации ФГОС второго поколения», Нобелевские чтения «Проектные задачи в начальной школе как прообраз проектной деятельности подростков».
Кроме того, Сегодня идет работа тьюторских групп по направлениям: достижение новых результатов образования (личностных, метапредметных, предметных); организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ОО-2; расширение образовательного пространства урока за счет введения технологии «Проектная неделя» и определение специфики этой формы погружения в начальном и среднем звене.
Работают тьюторские центры: «Воспитательная работа в условиях реализации ФГОС»; «Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Артпедагогические  технологии и методики», «Синема-технология в работе  классного руководителя и учителя-предметника», Эксперимент «Урок в новом формате» - линейка пробных уроков .
Методист по информационно-методическому сопровождении: Есть ли публикации педагогов по результатам?
Оператор информационному сопровождению: Публикации результатов работы по подготовке к введению ФГОС: 4 книги и 16 статей. Это за три последних года. Прошли экспертизу и готовы к публикации еще 21 статья, подтверждение редакций журналов есть. Образовательные учреждения и Центр работает над книгой-итогом инновационной деятельности в городе Саянске .
Директор Центра Сказанное позволяет убедиться: уровень готовности педагогов города Саянска к работе в условиях ФГОС второго поколения достаточный. И это результат серьезной инновационной деятельности всех коллективов школ города, научных руководителей кафедры теории и методики воспитательной работы ИПКРО и, конечно, ваш как специалистов Центра развития.
Методист по информационно-методическому сопровождении: Думаю, что нужно на Ассамблее подчеркнуть, если сегодня учитель готов к преобразованиям в школе, формированию собственной профессионально-личностной позиции, то в новой школе ученики будут получать не только знания, но «осваивать умения учиться, общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим своей страны».
Директор Центра: Нужно отметить, что диагностический срез, проведенный в нашем учреждении «Готовность методистов работать в соответствии с ФГОС» показал хорошие результаты: 82% от общего количества специалистов (их у нас 15 человек) готовы работать в новых условиях, уровень теоретических знаний достаточный – у 73%, высокий – у 27%.
С октября 2012 в рамках программы развития мы находимся на поисково-преобразовательном этапе: внедрение разработанных инновационных программ в практику Центра развития, потому качество образовательных услуг, предоставляемых Центром в рамках реализуемых инновационных программ диагностировалось.
Анкетирование работников образования по критерию успешности создания культурно-образовательной среды Центром развития в городе показало положительную динамику: высокая степень удовлетворенность запросов на образовательные услуги 88% опрошенных, что на 15% выше предыдущего года, 79% респондентов ответили, что деятельность Центра развития оказывает влияние на формирование профессионально-личностной позиции, это на 12% выше прошлогодних результатов.

Вывод репортера
Возвратимся к информационной справке о Центре развития образования города Саянска, размещенной на сайте: «Цель нового этапа развития Центра – поэтапное восхождение к новому состоянию Центра, предполагающему развитие открытой и развивающейся системы непрерывного образования взрослых педагогов, профессионально готовых к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, способных обеспечить овладение каждым базовыми гражданскими и культурными ценностями». Так специалисты Центра обозначили цель нового этапа развития.
Действительно, за достаточно короткий срок в жизни методической службы маленького города в Иркутской области произошли большие изменения: она прошла путь от методического кабинета до образовательного учреждения Центр развития образования. И статус этого учреждения подтверждается фактами. Методисты города Саянска – это, действительно, центр развития. А путь, выбранный ими, – и есть маршрут развития, маршрут их восхождения, а значит восхождения всей системы образования, авангардом которого они являются.

Комментариев нет:

Отправить комментарий